Разработка утилиты для пользователей в помощь сисадминам

В начале 2020 года весь мир «атаковал коронавирус» он же COVID-19. Пандемия внесла свои коррективы почти во все отрасли. В связи с введенными ограничениями многих отправили на «удалёнку«. Не исключением стал и IT-отдел в котором я тружусь. Помимо работы из дома, приходилось по телефону консультировать пользователей по самым разным вопросам и чаще всего по вопросам которые требуют минутного вмешательства админа или вовсе решаются подсказкой пользователю «нажми на кнопку в левом углу программы». Через призму удалённой работы отчетливо было видно как много заявок от пользователей решаются простыми  действиями на объяснения которых уходит драгоценное время консультации по телефону. И тут развитие получила давно задуманная идея написать вспомогательную утилиту с помощью которой пользователь сам сможет решать простые задачи. Предположим у пользователя «зависла печать» — нужно отчистить очередь печати. Что бы объяснить как это сделать по телефону или подключиться и сделать самому нужно время, и не мало. Утилита же по нажатию кнопки сможет сама удалить очередь печати.  Вот тут и пришла к реализации давняя задумка — написать утилиту где по нажатию кнопки будут автоматически происходить нужные действия для решения рядовой проблемы пользователя.

Данная статья является только демонстрацией некоторых возможностей на конкретном примере утилиты. Задачи решаемые такой утилитой могут быть абсолютно разные. В конкретном случае получилась утилита следующего вида:

Самый примитивный дизайн (если не его отсутствие) и кнопки с основными действиями. Коротко по ним:

Очистить кэш 1С — так как большинство пользователей работают в 1С:Предприятие , а отдел разработки активно проводит обновления, часто возникает необходимость пользователю очистить кэш программы. Вручную это делается не сложно, но объяснить как это сделать — не просто. По нажатию кнопки программа проверит нет ли открытых сеансов программы 1С и если они есть предложит сохранить изменения и закрыть их, а после очистить кэш.

Перезапустить проводник — данная кнопка перезапускает процесс «explorer.exe» в системе. Данное действие решает некоторые проблемы связанные c отрисовкой окон и работой в режиме удаленного рабочего стола.

Перезапустить службу печати — тут все очевидно, происходит перезапуск службы печати при зависании печати.

Очистить очередь печати — кроме перезапуска печати еще и удалит из очереди все зависшие документы.

Запрос на доступ к сайту — так как у большинства пользователей доступ к сайтам ограниченный, периодически возникает необходимость добавить доступ на  новый сайт. Что бы упростить цепочку: Звонок в IT-отдел —  узнать кто работает — узнать адрес дежурного админа — письмо дежурному админу c адресом сайта — добавление сайта в список разрешенных, утилита запрашивает строкой адрес сайта который нужно добавить:

И отправляет письмо админу в котором указано кто отправил запрос, когда и какой адрес нужно добавить.

 

 

 

Инструкции — меню через которое пользователь может быстро получить доступ к основным инструкциям. Отличная альтернатива объяснению где найти ту или иную инструкцию. Файлы открываются в программе просмотра по умолчанию.

 

Открытый файл — позволяет узнать кем открыт и заблокирован файл на общем файловом ресурсе. Данное решение избавляет IT-отдел от звонков содержания «Мне срочно нужно открыть документ, а мне пишет что он открыт другим пользователем и не дает его записать, подскажите кто открыл и не закрывает данный файл». Функция имеет клиент-серверную реализацию. Утилита получает от пользователя название фала, отправляет запрос на серверную часть которая запущена на сервере от имени администратора. Серверная часть с помощью команды Openfiles узнает кем открыт файл и возвращает утилите ответ за запрос с этими данными.  Такое решение позволяет не выдавая права пользователям на команду Openfiles, получать нужный вывод этой команды. Пользователь узнавший кем открыт файл, сможет сам найти телефон «виновника» и попросить закрыть файл. Участие IT-отдела не требуется.

Вот небольшой пример разработанной утилиты, которая позволяет решать определенные задачи без участия IT-отдела. Данная утилита имеет тот функционал который мне посчитался необходимым. В других условиях могут быть другие задачи и другие решения.

 

Write a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close